С П Р А В К А
Обобщение судебной практики
рассмотрения Дмитриевским районным судом Курской области административных дел по искам прокурора
о признании незаконным бездействия (действия)
органов местного самоуправления в первом полугодии 2024 года
В первом полугодии 2024 года Дмитриевским районным судом Курской области рассмотрено 38 административных дел по искам прокурора о признании незаконным бездействия (действия) органов местного самоуправления, из них:
- 2 дела об ограждении участков территорий образовательных учреждений металлическими заборами;
- 2 дела об оборудовании зданий школ системами экстренного оповещения;
- 4 дела об организации освещения территорий муниципальных образований в темное время суток;
- 7 дел о разработке и утверждении муниципальной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
- 3 дела об оборудовании площадок накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства;
- 7 дел об организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме;
- 1 дело о принятии в муниципальную собственность автомобильной дороги общего пользования;
- 1 дело о постановке на кадастровый учет земельного участка, занимаемого кладбищем;
- 5 дел о принятии мер к ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов;
- 1 дело о принятии мер, исключающих несанкционированный доступ людей, в том числе несовершеннолетних, в неэксплуатируемое здание, расположенное на территории муниципального образования;
- 1 дело о постановке гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости;
- 2 дела о разработке муниципального нормативного правового акта, регламентирующего казначейское сопровождение;
- 2 дела о приведении реестра муниципального имущества в соответствие с требованиями законодательства.
Прокурор Дмитриевского района обращался в суд с административными исковыми требованиями к администрациям сельских поселений Дмитриевского района, администрации Дмитриевского района Курской области в соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) и в сроки, предусмотренные частями 1, 1.1 ст. 219 КАС РФ. Форма всех административных исковых заявлений соответствовала требованиям, предусмотренным статьями 125, 220 КАС РФ. Все поданные прокурором административные иски были приняты судом к своему производству и копии определений о принятии административных исковых заявлений к производству суда были направлены лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определений.
Меры предварительной защиты по обобщенным искам не заявлялись.
Все дела по искам прокурора о признании незаконным бездействия (действия) органов местного самоуправления рассмотрены в установленный законом срок – в течение одного месяца со дня поступления административных исковых заявлений в суд, что соответствует ч. 1 ст. 226 КАС РФ. Ни по одному из дел в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 141 КАС РФ, срок рассмотрения административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления продлен не был.
Все дела обобщенной категории рассмотрены с участием прокурора. При неявке в судебное заседание представителей административных ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, рассматривал дела в отсутствие неявившихся административных ответчиков, признавая их явку необязательной.
Анализ показал, что по всем делам ответчик (ответчики) против требований прокурора не возражали, доводы административного истца находили свое подтверждение в судебных заседаниям. Все дела рассмотрены по существу с вынесением решений об удовлетворении административных исковых требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых были поданы соответствующие административные исковые заявления.
В резолютивной части решений суд указывал на необходимость принятия административными ответчиками каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления в суд и прокурору.
Ни одно решение обжаловано не было.
При рассмотрении дел данной категории у судей каких-либо вопросов, требующих разъяснения, не возникало. При этом, вынося решения, судьи руководствовались положениями Главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующей производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений Главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» и положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Помощник судьи А.В. Брилева
28 октября 2024 года